Армия - оплот Независимости

Армия – один из тех инструментов государства, который во многом определяет его судьбу, внутреннюю стабильность, место и роль в современном мире. За свои 30 лет Вооруженные Силы Казахстана, нарастив мощь и военный потенциал, состоялись как мобильная, боеспособная армия, и их развитие продолжается.
Сегодня в ВС Казахстана проводится системная работа по кардинальному повышению боеспособности в свете реализации поручения Президента страны Касым-Жомарта Токаева, дальнейшему улучшению социального обеспечения военнослужащих и поддержанию высокого морально-боевого духа личного состава.
Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось, как создавался фундамент отечественных Вооруженных Сил.

В конце 1980 – начале 1990-х годов, когда политическая обстановка в СССР отличалась крайней нестабильностью, во многих союзных республиках, провозгласивших свой суверенитет, начали ускоренными темпами создаваться собственные министерства обороны, и встал вопрос о создании национальных вооружённых сил. Сложившаяся ситуация требовала, чтобы над союзными войсками, дислоцированными в республиках СССР, включая и Казахстан, был установлен строгий контроль. Попытка казахстанского руководства во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым отстоять идею сохранения единых Вооружённых Сил Советского Союза и их использования для обеспечения обороны республики не увенчалась успехом. В силу этого было принято решение приступить к созданию собственных силовых структур, включая и Вооружённые Силы. 21 августа 1991 года глава Казахстана издал Указ «Об образовании Совета безопасности Казахской ССР». 25 октября этого же года Н.А. Назарбаев подписал Указ «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР». Председателем Госкомитета обороны был назначен ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Сагадат Нурмагамбетов.

Созданный ГКО стал прообразом будущего Министерства обороны республики. Однако в конце 1991 – начале 1992 годов он руководил лишь местными органами военного управления и гражданской обороны, а армейские части подчинялись своему командованию.

Становление военно-силовых структур в Казахстане происходило в непростых условиях. Обстановка в соединениях и частях Вооружённых Сил бывшего Советского Союза, дислоцировавшихся на территории Казахстана, была на тот момент критической. Боевая техника, вооружение, материальные запасы активно вывозились с территории Казахстана и разворовывались.

16 декабря 1991 года Верховным советом Казахстана была провозглашена государственная независимость республики, и Казахская ССР была официально переименована в Республику Казахстан. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Для защиты независимости и территориальной целостности этого суверенного государства принятый закон провозгласил его право на создание собственных Вооружённых Сил.

На основе законодательного права Республики Казахстан, а также соглашений, достигнутых между государствами–членами СНГ, был подготовлен Указ Президента РК о создании национальных Вооружённых Сил и переходе воинских частей, подразделений и их имущества на территории нашей страны под юрисдикцию Республики Казахстан. 7 мая 1992 года Первый Президент подписал указы «О создании Вооружённых Сил Республики Казахстан» и «О преобразовании Государственного комитета обороны Республики Казахстан в Министерство обороны Республики Казахстан». С тех пор этот день является Днём Вооружённых Сил Республики Казахстан.

В тот же день был подписан президентский указ о присвоении С.К.Нурмагамбетову воинского звания генерал-полковника и его назначении на пост министра обороны РК. Министерство обороны РК наделялось правом осуществлять общее военно-политическое руководство и управление видами ВС РК. Таким образом, с мая 1992 года в Казахстане началось активное строительство национальных Вооружённых Сил. Однако сначала надо было осуществить реформирование дислоцированных на территории РК частей бывших советских Вооруженных Сил.

На территории Казахстана располагались воинские части, большое количество полигонов, разветвлённая сеть военно-промышленного комплекса, военно-научная база, а также другие составляющие некогда единого военного организма СССР. Размещённый на территории РК воинский контингент имел опыт объединённого командования. В различные годы военный округ, в состав которого входили воинские части и военные структуры Казахстана, назывался по-разному.

В республике началась реализация выработанной казахстанским руководством политики, ориентированной на установление дружественных и взаимовыгодных отношений во всех областях, включая и военную сферу, с другими государствами мира, прежде всего со странами–членами СНГ. 5 мая 1992 года Казахстан совместно с Россией, Арменией, Киргизией и Узбекистаном подписал Договор о коллективной безопасности (ДКБ), который предусматривал согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности стран–участниц. В ст. 4 ДКБ говорилось, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Однако вместе с тем, в Казахстане большое внимание уделялось созданию и совершенствованию национальной оборонной системы в виде эффективно функционирующих Вооружённых Сил.

На первом этапе было необходимо разработать нормативно-правовую базу и эффективную систему управления войсками. На повестке дня стояли и вопросы подготовки офицерских кадров и комплектования Вооруженных Сил, проблемы обеспечения боевой и мобилизационной готовности и подготовки войск. Также было необходимо добиться укрепления воинской дисциплины, искоренения случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей и других правонарушений.

Первоначально создававшиеся армейские структуры Казахстана включали в себя Вооруженные Силы, пограничные и внутренние войска, Республиканскую гвардию. Одной из приоритетных задач являлось создание системы руководства и управления ими. Для решения ключевых задач в области создания ВС РК был разработан специальный план основных мероприятий в этой сфере, который предусматривал их осуществление в три этапа. Продолжительность каждого этапа составляла 1,5–2 года.

На первом этапе в качестве наиболее важной задачи было определено создание структуры Министерства обороны и органов управления видов ВС.

На этом этапе подписывались соглашения с государствами–членами СНГ по проблемам коллективной безопасности и военного сотрудничества, определялись окончательная структура и численность видов ВС РК, разрабатывались основные правовые документы по их строительству, предназначению и функционированию.

Первые итоги проделанной работы были подведены на совещании руководящего состава Министерства обороны РК в начале декабря 1992 года. Выступая перед генералами и офицерами, Президент страны, он же Верховный Главнокомандующий Н.А. Назарбаев сформулировал следующие основные требования к будущим ВС РК: «Вооружённые Силы должны строиться с учётом концепции мобильной обороны. Казахстану важно создать немногочисленные, но мощные по своим возможностям группировки войск, оснащённые современной техникой, способные немедленно приступать к выполнению боевых задач там, где возникают угрозы безопасности республике или её союзникам».

В связи с изменившейся геополитической ситуацией в регионе и мире в целом для определения концепции строительства и развития казахстанской армии важной являлась оценка военных действий частей многонациональных сил в ходе войны в зоне Персидского залива 1991 года, которые продемонстрировали качественно новые оперативно-стратегические параметры. Эта война вышла за рамки устоявшихся канонов и привычных стереотипов военного искусства.

В свете проведённого анализа боевого опыта, приобретённого в ходе войны в зоне Персидского залива, руководством Казахстана была сделана определённая переоценка оперативно-стратегических взглядов, которая повлияла на формирование собственной национальной концепции строительства и применения ВС.

В ходе процесса создания национальных ВС, за восемь месяцев 1992 года и первые три месяца 1993 года, были разработаны, обсуждены и приняты документы государственной важности. Прежде всего, в их числе следует назвать Военную доктрину Республики Казахстан. Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, принявшим военную доктрину, представлявшую собой систему взглядов на предотвращение войны, военное строительство, подготовку республики и её Вооружённых Сил к отражению возможной агрессии.

Был также принят целый пакет военных законов, который, в частности, включал следующие ключевые документы: «О пенсионном обеспечении военнослужащих Вооружённых сил Республики Казахстан», «О государственной границе Республики Казахстан» и другие.

Одной из первоочередных задач при формировании вооружённых сил являлось привлечение к командованию воинскими частями офицерских кадров, ориентированных на службу в Казахстане. На первом этапе строительства ВС РК вопрос дефицита кадров, в первую очередь офицерских, стоял очень остро. В 1992 году из Казахстана убыли более 2300 офицеров, в то время как на родину из других государств СНГ прибыли в 4 раза меньше. Ухудшение бытовых условий для офицеров и членов их семей, отсутствие единой системы воспитания у допризывников и военнослужащих чувства патриотизма и воинского долга привели к ослаблению авторитета армии в обществе. И только последующая активизация воспитательной и социально-правовой работы в войсках и обществе позволила справиться с этими негативными явлениями.

После распада СССР доставшаяся независимому Казахстану в наследство армия, по некоторым данным, насчитывала около 200 тыс. человек личного состава и располагала современным стратегическим оружием и мощными арсеналами обычных вооружений. На территории Казахстана размещались крупнейшие в СССР испытательные, космические и ядерные полигоны – Эмба, Сары-Шаган (Приозёрск), космодром Байконур, Семипалатинский ядерный полигон. Ракетные войска стратегического назначения бывшего СССР, после распада Советского Союза ставшие Объединёнными стратегическими силами СНГ, в Казахстане были представлены двумя ракетными дивизиями шахтного базирования, на вооружении каждой из которых находилось по 48 установок ракет типа Р-36М. На территории Казахстана располагалась 79-я тяжелобомбардировочная авиадивизия (Чаган, близ Семипалатинска), которая была оснащена стратегическими бомбардировщиками Ту-95 (40 единиц), имевшими 240 крылатых ядерных ракет.

На территории Казахстана располагались также три базы подземного хранения военной техники, предназначавшейся для развёртывания мотострелковых дивизий в случае войны (база № 5202 в Семипалатинске, № 5203 в Усть-Каменогорске и № 5204 в Караганде). На каждой из указанных баз находилось около 200 танков, 350–400 БМП и 200 артиллерийских орудий. Имелась также одна база хранения авиатехники. Здесь же размещались склады военной техники, выведенной в конце 1980 – начале 1990-х годов из стран Восточной Европы.

К концу 1992 года воинские части, арсеналы со складами и прочее имущество бывших союзных Вооружённых Сил, а затем ОВС СНГ, расположенные на территории республики, перешли под юрисдикцию Казахстана. Сформированные Вооружённые Силы РК на тот момент располагали современными видами стратегического оружия и обширным арсеналом обычных вооружений.

В первые годы становления Республики Казахстан в качестве суверенного независимого государства (1991–1992 гг.) ВС РК сохраняли структурные единицы бывшей Советской армии, в частности отдельный (37-й) корпус ПВО, 56-й корпус ВВС, 40-ю общевойсковую армию, дивизию раннего обнаружения ракет и т.д. Впоследствии (1992–1994 гг.) эти крупные соединения были сокращены, а другие частично расформированы.

В состав Вооружённых Сил РК вошли войска 40-й общевойсковой армии, силы и войска ВВС и ПВО, а также объединения, соединения, учреждения и организации ОВС СНГ, дислоцированные на территории Казахстана. Сухопутные войска ВС РК создавались на базе частей и соединений 40-й отдельной Краснознамённой общевойсковой армии.

Согласно директиве министра обороны РК от 18 мая 1992 года начали создаваться Военно-воздушные силы суверенного Казахстана на базе смешанного авиационного корпуса бывшей воздушной армии.

18 июня 1992 года директивой министра обороны РК в состав войск 40-й отдельной Краснознаменной общевойсковой армии к 25 июня были введены ещё 70 соединений, частей и отдельных подразделений.

1 ноября 1992 года на базе соединения и частей 32-й армии Туркестанского военного округа был создан первый Казахстане армейский корпус со штабом в г. Семипалатинске. Позднее на его базе был сформирован Восточный военный округ, реорганизованный 13 ноября 2003 года в ныне действующее региональное командование «Восток».

Следующим шагом при создании еще одного вида Вооружённым Сил – ПВО – стал документ от 24 июня 1992 года, согласно которому управление 37-го корпуса ПВО было переведено в штат управления командующего ПВО Вооружённых Сил РК, а основной личный состав частей и соединений ПВО сформирован на базе военнослужащих этого корпуса.

В начале 1990-х годов в Казахстане продолжалось использование органов управления и средств связи ОВС СНГ. Для решения проблемы создания собственной структуры управления войсками в 1992 году был образован отдел связи начальника Главного штаба ВС РК, который впоследствии был преобразован в управление связи.

Главным предназначением отдела связи начальника Главного штаба было обеспечение непрерывного, оперативного и скрытого управления войсками в повседневной деятельности мирного времени, а также при приведении войск в высшие степени боевой готовности.

Следует отметить, что процесс формирования ВС РК проходил слаженно и быстро. К 21 июля 1992 года управление смешанного авиационного корпуса было переформировано в управление ВВС, с дислокацией в г. Алма-Ате. К 15 июля была сформирована 299-я комендатура обеспечения управления ВВС Республики Казахстан.

9 апреля 1993 года в Казахстане был принят закон «Об обороне и Вооружённых Силах Республики Казахстан». В ст. 18 главы 5 данного закона были определены основные задачи и предназначение Вооружённых Сил РК. В частности, говорилось, что Вооружённые Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с Военной доктриной и планом применения ВС.

В начале 1993 года вышел закон РК «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», определивший основные положения прохождения военной службы, подготовки граждан для призыва, увольнения в запас. 20 января того же года был принят закон «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей». Принятые на первом этапе создания ВС РК законы позволили создать правовую основу их строительства и функционирования.

Началось и формирование системы военно-стратегического руководства Республики Казахстан. Была разработана и принята форма военно-политического руководства ВС РК, согласно которой Глава государства является Верховным Главнокомандующим ВС РК, что было закреплено в ст. 12 Конституции Республики Казахстан. В ней же были определены полномочия Президента РК в качестве Верховного Главнокомандующего, в частности, такие как определение основных направлений военной политики государства; утверждение Военной доктрины, стратегического плана строительства и развития Вооружённых Сил, государственных программ по вопросам обороны, плана применения ВС и мобилизационного плана государства; осуществление общего руководства ВС и другими воинскими формированиями; определение структуры, лимита штатной численности ВС, системы оплаты труда военнослужащих и государственных служащих, а также осуществление иных полномочий в области обороны, возложенных на него законодательными актами РК.

Для осуществления контроля над деятельностью министерств, ведомств, госкомитетов, предприятий и организаций по исполнению указов, постановлений и распоряжений Главы государства, в том числе и по вопросам обороны, при Президенте Республики Казахстан была создана Главная контрольная инспекция.

В целях дальнейшей реализации полномочий Президента по руководству страной, формированию государственной политики в области военной обороны и безопасности, направленной на обеспечение государственной независимости, территориальной целостности, поддержание социально-политической стабильности, в 1993 году был издан Указ Президента РК «О Совете безопасности Республики Казахстан». В нём последовательно развивались получившие практическую проверку положения из Указа Президента Казахской ССР от 1991 года «Об образовании Совета безопасности Казахской ССР», конкретизировались основные задачи Совета безопасности, который должен был стать консультативно-совещательным органом, формируемым Главой государства для выработки решений и содействия их реализации.

Представляется важным подчеркнуть, что нормативно-правовая база в военной сфере создавалась практически с чистого листа. При этом законодательная база и основы военного управления закладывались в законе «Об обороне и Вооружённых Силах Республики Казахстан», где было определено, что Министерство обороны РК является центральным органом военного управления в мирное время и предназначено для формирования военной политики государства. Непосредственное руководство ВС РК возлагалось на Главный штаб, который в 1992 году имел в своём составе канцелярию, оперативное управление, организационно-мобилизационное управление, управление связи, а также отделы службы войск, радиоэлектронной борьбы, службы военных сообщений и топографической службы.

Таким образом, на первых двух этапах строительства Вооружённых Сил Республики Казахстан были сформированы следующие виды ВС РК: Сухопутные войска, ВВС, войска ПВО, в состав которых вошли зенитные ракетные части, объектовые и войсковые, истребительно-авиационная часть.

Процесс создания Военно-морских сил республики шёл не так гладко. Важно учесть, что если Сухопутные войска, ВВС и ПВО формировались на базе существовавших соединений и частей Туркестанского военного округа, то Военно-морские силы в советское время в Казахстане отсутствовали. Их создание, по мнению ряда казахстанских экспертов, начиналось практически с нуля. 2 апреля 1993 года был подписан Указ Президента РК № 1158 «О создании Военно-морских сил Республики Казахстан». В то время на Каспии Россия, Азербайджан, Туркменистан имели (каждая из стран) от 6 до 80 кораблей. В Казахстане же не было ни одного военного корабля для охраны морских границ, что не позволяло защищать государственные политические и экономические интересы Казахстана на Каспии.

На начальном этапе формирования ВМС РК все офицеры, окончившие военно-морские учебные заведения, служившие в ВМФ СССР, были объединены в одну группу при центральном аппарате Министерства обороны РК, создано соответствующее подразделение, а также военно-морская база в г. Актау.

Надо отметить, что, по другим данным, строительство ВМС велось не на пустом месте, поскольку на казахстанской территории имелась определённая военно-морская инфраструктура распавшегося СССР. В частности, речь идёт о 284-м дивизионе кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (порт Баутино в Тюб-Караганском заливе) и дивизионе кораблей специального назначения на Аральском море, организационно также входившем в состав этой флотилии. Последний предназначался для обеспечения деятельности космодрома Байконур и Научно-исследовательского центра по разработке биологического оружия на острове Возрождения (так называемый объект «Сектор»). Данный дивизион имел в своём составе малые десантные корабли проекта 106К (для транспортных перевозок), применявшиеся в качестве поисковых судов катера-торпедоловы проекта 368Т, десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 (возможно, в специальном поисковом исполнении по проекту 1205П) и некоторые другие плавсредства.

Поисковые суда предназначались для отыскания приводнившихся на акватории Аральского моря космических аппаратов или их фрагментов. В качестве авиационного компонента этих поисково-спасательных сил использовались вертолёты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в г. Аральске. На территории Казахской ССР находились и объекты материально-технического обеспечения и тыла ВМФ СССР (склады и т.п.).

По некоторым сведениям, в ходе раздела советской Каспийской военной флотилии Казахстану досталось 18 малых кораблей и вспомогательных судов: все единицы Аральского дивизиона и находившиеся непосредственно на Каспии опытовое судно ОС-213, устаревший малый торпедный катер ТК-47, два патрульных катера проекта 1400 (тип «Гриф»), два патрульных (разъездных) катера проекта 14081 (тип «Сайгак») и вспомогательные суда «Волна» и «Прибой». Однако указанные опытовое и вспомогательные суда, а также торпедный катер в строй национальных ВМС введены не были.

Во второй половине 1990-х в состав ВМС Казахстана вошли четыре немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952–1953 гг., шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары ФРГ и США) плюс переданные Россией в счёт «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». 17 августа 1996 года в порту Актау был поднят национальный флаг Военно-морского флота РК, учреждённый Указом Президента страны № 3068 от 18 июля 1996 года, а командирам патрульных катеров вручены флаги для своих кораблей.

В дальнейшем шла модернизация ВМС, они получали новые катера и корабли. Одновременно создавалась морская составляющая пограничных войск Комитета национальной безопасности (КНБ). Развитие Военно-морских сил шло планомерно, одновременно по нескольким направлениям. Первое – это подготовка кадров, которая, как правило, осуществлялась на основе международных договоров – в военно-морских учебных заведениях России, Турции, Германии, Китая, Южной Кореи, Пакистана, США.

В 1997 году ВМС Казахстана были выведены из состава ВС РК и полностью переданы в состав морских частей пограничной службы («Сил охраны государственной границы») КНБ РК. Заметим, что изначально, с 1992 по 1995 год, пограничные войска находились в составе ВС РК и только 19 мая 1995 года были выведены из состава Вооружённых Сил и переподчинены КНБ РК.

Помимо Вооружённых Сил в военную организацию Республики Казахстан вошли и другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военно-силовыми методами. К ним следует отнести Республиканскую гвардию, внутренние войска МВД и пограничную службу КНБ РК.

Проведённые в своё время сокращения управлений 40-й общевойсковой армии и авиационной дивизии дали возможность Министерству обороны РК оперативно руководить войсками, минуя промежуточные звенья, как при организации боевой подготовки, так и при налаживании снабжения. Офицерский состав в большинстве был переведён для доукомплектования в управления Министерства обороны. На северо-востоке Казахстана (в Семипалатинске) было образовано управление 1-го армейского корпуса, командиром которого назначили прибывшего после окончания Военной академии Генерального штаба ВС РФ генерал-майора Ф.И. Щербакова, проделавшего колоссальную работу по наведению порядка в подчинённых ему войсках.

Министерством обороны РК были разработаны пути совершенствования системы управления войсками и мероприятия по обеспечению его устойчивости и непрерывности. На Главный штаб возлагалась задача создания оптимальной структуры органов управления, при которой учитывалось бы распределение функций как между различными её органами, так и внутри них, приведение содержания и формы боевых документов, организации и методов работы в соответствие с возможностями средств автоматизации и автоматизированных систем управления, широкое применение формализованных документов, сокращение текстов и упрощение графики.

В этих целях в пунктах управления были приняты оперативные меры по дальнейшему развитию их системы с учётом требований оборонительной доктрины, усилению состава, оснащению и повышению боевой готовности пунктов управления, совершенствованию способов их перемещения и развёртывания, повышению действенности, размещению пунктов управления в оборудованных в инженерном отношении районах и повышению эффективности их маскировки, охраны, обороны и поддержанию строгого режима деятельности.

Благодаря настойчивой работе Главы государства и руководства Министерства обороны по созданию системы управления в Вооружённых Силах к началу 1993 года органы управления в оперативно-тактическом и тактическом звеньях обрели функциональное соответствие. Проведённые в 1993 году командно-штабные учения со штабами видов ВС и родов войск, соединений и частей показали слаженность и умение управлений, отделов и служб работать в обстановке, приближенной к боевой, их способность принимать обоснованные решения. Однако, с другой стороны, они показали необходимость проведения некоторых организационно-штатных изменений. Перспективы развития способов ведения военных действий требовали изменений и в структуре ВС РК. Они также подтвердили правильность решения высшего военного командования о формировании 1-го армейского корпуса.

Весьма показательной оказалась работа штаба корпуса, которым руководил полковник Г.В. Носоновский. За короткое время он создал хорошо управляемый коллектив, нацелил работу отделов и служб корпуса на выполнение мобилизационных и боевых задач. Его шаги по организации системы управления в единственном в Казахстане корпусе включали меры, направленные на развитие пунктов управления войсками: в соединениях были образованы как стационарные, так и подвижные пункты управления в частях и отдельных подразделениях.

Тяжёлое экономическое положение Республики Казахстан в начале 1990-х годов не позволяло в полном объёме обеспечить потребности войск в боеприпасах и горючем. Суровые реалии заставили руководство Министерства обороны РК искать новые формы и способы тылового и технического обеспечения войск, а также пересмотреть его структуру.

В этой ситуации Правительство РК сочло необходимым рассмотреть вопрос о сокращении количества воинских частей. Свидетельством неэффективности управления и контроля их большого числа, особенно со стороны центрального аппарата, стали многочисленные факты хищений военного имущества, особенно в начальный период строительства ВС РК. Тогда же, в 1993 году, руководство впервые заговорило о необходимости перехода к частям бригадного типа.

Особая роль в организации контроля за правопорядком в Вооружённых Силах принадлежала таким органам, как Военная коллегия, в видах ВС и родах войск – военным советам, в учебных и научных заведениях – учёным советам.

По результатам проведённых в период 1992–1993 гг. военных учений Верховный Главнокомандующий ВС РК Н.А. Назарбаев потребовал, прежде всего, добиться усвоения генералами и офицерами командного состава соединений, частей и подразделений практических навыков в ведении боевых действий, выработать тактическое мышление, необходимое для ведения современного общевойскового боя.

В ходе второго этапа создания национальных ВС продолжилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере структурных и организационно-штатных изменений, а также в области создания эффективной системы управления ВС. В этот период был принят ещё целый ряд основополагающих документов, регламентирующих деятельность ВС РК.

С учётом важности решения такого вопроса, как перевод всей страны, включая государственные органы и Вооружённые Силы, на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо части государства (частичная мобилизация), в 1993 году министром обороны РК был издан приказ «О введении в действие мобилизационного плана Вооружённых сил Республики Казахстан».

С целью проверки способности министерств и ведомств республики провести отмобилизование руководство ВС РК в сентябре 1996 года провело совместное командно-штабное мобилизационное учение. Результат оказался плачевным. В своё время руководители министерств и ведомств республики с целью сокращения управленческого аппарата ликвидировали мобилизационные отделы и группы, которые должны были в мирное время заниматься мобилизационными планами, подготовкой мобрезервов, планированием обороны стратегически важных объектов, переводом экономики и промышленности с мирного на военное положение. В результате этого слаженная совместная работа в условиях отмобилизования оказалась невозможной.

На основе анализа и оценки проведённого учения для исправления ситуации был подготовлен закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Республике Казахстан» и разработано Положение «О территориальной обороне Республики Казахстан», что позволило сделать важные шаги в укреплении обороноспособности страны.

Немаловажной проблемой на всех этапах строительства ВС РК было создание системы тылового обеспечения объединений, соединений и частей. Следует отметить, что эта задача была решена путём создания тыловых баз по территориальному принципу, а также посредством проведения конкурсов между производителями на поставку материальных средств для нужд Вооружённых Сил, что, несомненно, сыграло свою положительную роль.

К 1997 году в Республике Казахстан были созданы собственные Вооружённые Силы, состоявшие из трёх видов – Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Войск ПВО. Процесс создания ВМС шёл наиболее трудно и медленно. К концу рассматриваемого в периода они были созданы частично, однако не являлись видом ВС РК, поскольку входили в состав пограничных войск, которые на тот момент были подчинены КНБ РК.

В настоящее время оснащение армии современными образцами ВВТ продолжается, несмотря на длительный и дорогостоящий процесс. ВС РК в настоящее время обеспечены современными видами вооружения и техники.

Всему миру известна ответственная, взвешенная и сбалансированная политика Казахстана по отношению к обеспечению международной и региональной стабильности и безопасности. Такой политики Казахстан придерживается с первых лет независимости.

Сегодняшнее признание республики на международной арене, ее вступление в ведущие мировые организации являются результатом тщательно продуманной, сдержанной и разумной политики, руководством страны, кропотливого и нелегкого труда.

За сравнительно короткий период наше государство добилось того, что все направления жизнедеятельности молодой страны активно развиваются. Особенно это заметно по развитию отечественных Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Сегодня Вооруженные Силы республики хорошо оснащены и подготовлены. Верховный Главнокомандующий держит на постоянном контроле вопросы дальнейшего совершенствования военного потенциала страны.

 

Кайрат БИСЕНОВ,

помощник начальника отдела по делам

обороны Бурабайского района по ВПР и работе с ветеранами ВС

 

 



Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"