В рамках цикла публикаций «30 значимых событий в Вооруженных Силах Республики Казахстан» рассмотрим вопрос международного военного сотрудничества в области обороны и безопасности. Оно ориентировано на решение задач укрепления военной безопасности государства с целью обеспечения его суверенитета и территориальной целостности. Осуществляется с учетом внешнеполитической и экономической целесообразности, адекватной потенциалу страны, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РК. Военное сотрудничество предполагает формирование системы коллективной безопасности в сочетании с расширением и укреплением мер доверия и партнерства на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах национальной, региональной и глобальной безопасности, международной стабильности.
В условиях возрастания новых дестабилизирующих вызовов – финансово-экономических и продовольственного кризисов, природных и техногенных катаклизмов, угроз состоянию окружающей среды, международного терроризма, религиозного и политического экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, незаконного оборота оружия – безальтернативным условием сохранения значения и даже самого существования национальных экономик объективно выступает интенсификация развития взаимодействия с основными партнерами по исторически сложившемуся экономическому, политическому, культурному, военному пространству – странами Содружества Независимых Государств (СНГ), развитие и укрепление доверительных, равноправных региональных интеграционных структур. Региональная интеграция и евразийство осуществляются в формате разнообразных интеграционных объединений – военных (ОДКБ), экономических (ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, общеполитических (ШОС), где каждый интеграционный уровень выполняет свою задачу
Основными факторами международного военного сотрудничества РК с другими странами является исторически сложившиеся связи, многовековые дружеские отношения, общие политические цели, экономическая эффективность, совпадение или близость стратегических интересов, общий характер опасностей и угроз, единое геостратегическое пространство, культурные связи. К этому необходимо добавить ряд неблагоприятных факторов, таких, как борьбу государств за сферы влияния, за ресурсы, за выборы маршрутов транспортировки сырья на мировые рынки, неразрешенные пограничные споры, международные конфликты и другие.
Исторический опыт свидетельствует, что практически ни одному государству в мире не удавалось вести свою активную военную политику в одиночку, изолированно. В современных условиях и под влиянием геополитического фактора, международной обстановки, стратегической ситуации, особенностей традиций, национального менталитета РК выстраивает свою систему разнообразных отношений в военном сотрудничестве со всеми странами мира.
Основываясь на положениях Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года и Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 года, 16 октября 2020 года между Республикой Казахстан и Российской Федерацией был подписан Договора № 438 о военном сотрудничестве.
Стороны осуществляют военное сотрудничество по следующим основным направлениям:
- совместное планирование применения войск (сил) в интересах обеспечения безопасности Сторон в случае обращения одной из Сторон;
- совместное противодействие вызовам и угрозам региональной безопасности в случае обращения одной из Сторон;
- оперативная и боевая подготовка;
- военное образование и наука;
- миротворческая деятельность;
- деятельность войск (сил) и их всестороннее обеспечение;
- совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы;
- взаимодействие в рамках участия военных делегаций Сторон в работе международных организаций;
- культура и спорт;
- другие направления военного сотрудничества по согласованию Сторон.
22 ноября 2018 года в Пекине между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики был утвержден межправительственное соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Целями данного соглашения названо «установление и дальнейшее развитие взаимовыгодного военно-технического сотрудничества на основе принципа равноправия между сторонами в соответствии с национальным законодательством государств сторон».
В соответствии соглашением стороны сотрудничают в следующих сферах:
- проведение совместных научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, в том числе в интересах совершенствования вооружения и военной техники;
- взаимодействие в области стандартизации вооружения и военной техники государств сторон;
- подготовка и обучение военно-технических кадров;
- оказание военно-технической помощи;
- проведение совместных испытаний образцов вооружения и военной техники, а также другие направления по договоренности сторон.
Республика Казахстан занимает особое положение в региональных внешнеполитических приоритетах Индии. Основным подходом на данном направлении в последние годы является поддержание регулярного диалога в духе стратегического партнерства, прежде всего по вопросам военно-технического сотрудничества и проблемам противостояния международному терроризму и экстремизму. Главный предмет беспокойства — это общие интересы, которые появляются между экстремизмом различных типов, в частности религиозным фундаментализмом и терроризмом.
Индийское руководство прежде всего исходит из того, что угрозы безопасности не локальны. Поэтому обеспечение безопасности в общей географической зоне является одной из основных совместных задач, стоящих перед Индией и Казахстаном. Таким образом, с 2001 года между странами был достигнут ряд договоренностей о расширении двусторонних контактов в области обороны и безопасности. В рамках подписанных Меморандумах о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия стороны сотрудничают в рамках национальных законодательств своих государств в целях развития:
- двусторонних отношений в области обороны, включая взаимное предоставление продукции и услуг, а также реализацию совместных проектов, относящихся к военной технике и военной технологии;
- сотрудничества между предприятиями оборонной промышленности двух стран в различных сферах, представляющих взаимный интерес, включая обмен технологиями, техническую помощь, обучение и совместное производство;
- сотрудничества в области военной науки и технологий посредством обмена информацией, взаимного обучения, визитов, обмена специалистами и реализации совместных проектов;
- двусторонних контактов в военной области посредством взаимного обучения, визитов, обмена информацией и специалистами.
Казахстан поддерживает дипломатические отношения с Израилем, практически с самого начала обретения своей независимости. Как известно, Республика Казахстан занимает первое место в регионе Центральной Азии по интенсивности своих связей с Израилем, объемам сотрудничества, его диверсификации. Целями израильско-казахстанского взаимодействия стали, в частности создание определенного противовеса внедрению радикального ислама, помощь в проведении экономического реформирования. За годы реализации двустороннего диалога, то есть почти за 30 лет, в результате взаимных контактов на высшем уровне сформировался пакет правовых документов сотрудничества двух стран.
21 июля 2014 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 810 был утвержден соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Государства Израиль о военно-техническом сотрудничестве.
В рамках соглашения стороны осуществляют военно-техническое сотрудничество в следующих сферах:
- взаимные поставки вооружения и военной техники и оказание услуг военно-технического назначения;
- приобретение, осуществление разработок, производство, модернизация и ремонт вооружения и военной техники;
- создание совместных предприятий по разработке, производству, ремонту, модернизации и техническому обслуживанию вооружения и военной техники;
- совместное проведение работ по утилизации не пригодных к боевому использованию вооружения и военной техники;
- проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производство вооружения и военной техники;
- проработка и передача рекомендаций по подбору соответствующих видов вооружения и военной техники;
- подготовка и обучение военно-технических кадров и специалистов;
- сотрудничество в области стандартизации и сертификации вооружения и военной техники;
- проведение выставок вооружения и военной техники;
- проведение совместных испытаний образцов вооружения и военной техники;
- другие направления по взаимному согласию сторон.
В конце 1991 году Пакистан одним из первых признал РК как суверенное государство. В феврале 1992 году был подписан Соглашение об установлении дипломатических отношений между Казахстаном и Пакистаном.
7 декабря 2016 года постановлением Правительства Республики Казахстан был утвержден соглашения № 780 между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Пакистан о военно-техническом сотрудничестве.
В рамках соглашения стороны осуществляют военно-техническое сотрудничество в следующих направлениях:
- взаимные поставки вооружения и военной техники для нужд вооруженных сил государств Сторон;
- разработка, производство, модернизация и ремонт вооружения и военной техники;
- создание совместных предприятий по производству, модернизации, ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники с передачей технологий производства;
- проведение совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в области вооружения и военной техники;
- подготовка и обучение военно-технических кадров и специалистов;
- проведение совместных испытаний образцов вооружения и военной техники;
- совместное проведение работ по утилизации вооружения и военной техники;
- другие области по взаимному согласованию Сторон.
На сегодняшний день Республика Казахстан и Республика Азербайджан заинтересованы в развитии контактов как на двухстороннем, так и на многостороннем уровне в рамках тюркоязычных стран и Таможенного союза и других организаций.
27 февраля 2004 года между правительством Республики Казахстан и правительством Азербайджанской Республики №243 был заключен соглашения о сотрудничестве в военной области.
В рамках соглашения стороны осуществляют сотрудничество в следующих сферах военной деятельности:
- оборонная политика;
- военно-экономическая деятельность;
- военно-техническая деятельность;
- подготовка кадров;
- общественная и культурно-спортивная работа в армии;
- военное законодательство и юридическая помощь;
- военно-научная деятельность и военная история;
- военная медицина;
- меры по укреплению доверия и безопасности;
- совместные действия в мероприятиях в рамках программ НАТО «Партнерство во имя мира» и «Процесс планирования и анализа»;
- консультации по вопросам проведения операций по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи;
- совместные действия по контролю над вооружениями и предотвращению распространения оружия массового уничтожения.
- совместная борьба против терроризма.
Сочетая двусторонние и многосторонние формы военного сотрудничества, руководство Казахстана выработали эффективные формы и методы военного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. В связи с тенденцией увеличения числа заключенных международных договоров о военном сотрудничестве, их строгое соблюдение и полное претворение в жизнь приобретает огромное значение.
Таким образом, совместно принятые законодательные акты Казахстана с зарубежными государствами способствуют оказанию доверия нашей стране, внешняя политика которой способствует укреплению обороноспособности и безопасности республики.
Алибек МУКИШЕВ, начальник службы музейно-выставочного павильона военной техники ВИМ НВПЦ ВС РК