Все можно победить, кроме смерти. Удивительная судьба Балтабая Адамбаева

Его жизнь похожа на роман. В ней было многое: и героические подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны, и плен… Его считали погибшим, не раз он подвергался смертельной опасности, но судьба берегла его. После войны он вернулся домой, встретил любимую, посвятил себя науке и литературе… Это судьба ветерана Великой Отечественной войны, уроженца Сарысуского района Жамбылской области Балтабая Адамбаева, который до последнего вздоха был преданным своей стране

В Моздокской степи

К сожалению, в местных архивах о ветеране практически нет данных. Указаны лишь фамилия, имя, годы рождения и смерти, а также место, откуда был призван на фронт. Зато в Ленинской библиотеке в России его родственниками найдена военная хроника, повествующая о боевых действиях в Моздокской степи, в которых особо отличился молодой командир роты.

– Держа в руках копию пожелтевшей от времени страницы красноармейской газеты Закавказского фронта «Боец РККА», в которой 25 ноября 1942 года была опубликована статья о ратном подвиге дяди, которого мы все называли Дәу Папа – самый главный папа, ставшего настоящим героем, удивляешься, как все еще много белых пятен в нашей истории, которую своими поступками и сегодня пишут разные люди, насколько переплетены линии жизни одних с другими, о чем порой даже и не подозреваешь, – отмечает племянница фронтовика Зауре Адамбаева.

Газетный рассказ о событиях, связанных с фронтовиком, написал начальник политотдела В. Минко. Перед тем, как начать основное повествование, автор заметки написал о моменте, когда выдавал партийный билет Балтабаю Адамбаеву: «Он стоял стройный, торжественный, а говорил, словно давал обет всей партии, выстроившейся на степной равнине».

Начальник политотдела однажды зашел к молодому офицеру после боя в землянку, где при зажженной свече тот сидел у столика из ящика и что-то старательно вычерчивал в тетрадке.

- Чем занимаетесь, товарищ Адамбаев?

Лейтенант немного смутился, но увидев, что вошедший заинтересовался его работой, рассказал, что он после каждого боя заносит в тетрадь схемы боевых порядков роты и действовавшего против нее противника, отмечает промахи свои и немцев.

- Опыт накапливаю, товарищ полковой комиссар.

После командир роты рассказал о своей заветной мечте: по окончании войны пойти в военную академию.

- Там тоже пригодятся мои схемы и записи, - заключил он.

…Это было в Моздокской степи. Позади белели Кавказские горы, а впереди – «зеленели» немцы. Для Адамбаева-воина было ясно одно: отступление в горы - это смерть для Родины. Прорыв вперед - жизнь для нее… О себе он и не думал тогда.

Как писала фронтовая газета, Балтабай Адамбаев боролся до последнего вздоха, и своей смертью даровал жизнь не только современникам, но и будущему поколению.

Девятнадцать танков наседали на его роту. Люди таяли, но не отступали - некуда было отступать. Молодой офицер метался из окопа в окоп, подбадривал гвардейцев, и в конце концов сам лег возле осиротевшего противотанкового ружья и подряд подбил несколько танков.

1946.jpg

Железные фашистские машины напоролись на гранитную стойкость гвардейцев. Семь разбили свои бронированные груди, а двенадцать скоро показали свои хвосты. Казалось, можно было минуту-две отдохнуть от чрезмерного физического и нервного напряжения, но не таков воин Адамбаев: он выслеживал, куда повернули танки, и докладывал по телефону командиру батальона:

- В вашу сторону пошли двенадцать танков. Примите меры.

Тем временем нагрянула новая опасность: в лощину подкатили четыре грузовых автомашины, подвезли автоматчиков, Адамбаев, находясь у «Максима» строчил и строчил по каждой змеиной голове, ползущей к нему. Но этих голов было много, и лезли они со всей яростью…

- Товарищи гвардейцы, за мной! - увлек свою роту в штыковую атаку Адамбаев.

Ночью высшему командованию донесли о подбитых 44 немецких танках, множестве отраженных вражеских атаках и героической смерти лейтенанта Балтабая Адамбаева.

«На рассвете мы похоронили его в степи. Вот эта степь! Она теперь вольная, наша. Такая ж вольная, как и родная казахская степь Адомбаева, куда не ступала вражеская нога и не ступит! Ее защитил верный ее сын Балтабай Адомбаев (орфография автора сохранена)», - завершил свой рассказ, отправленный из действующей армии, В.Минко.

«Мой сокол жив…»

- Архивную газету мы привезли в тогда еще Алма-Ату, и впервые я увидела взволнованный взгляд всегда сдержанного Балтабай папы. И вот листаем альбомы, смотрим газетные вырезки, военный билет, наградные листы, ордена и медали, - рассказывает Зауре Адамбаева.

Смерть в бою документально зафиксирована, что подтверждает информация, взятая на сайте «ОБД Мемориал»: «Адамбаев Балтабай. Командир роты. Убит в бою 30.09.42.».

…В далеком 1942 году вместе с похоронкой газета «Боец РККА» от 25 ноября пришла в дом Бибиш апа. Весь аул оплакивал страшную новость, но апа твердо сказала: «Сердце знает, что мой сокол жив».

Материнское сердце не обманулось. Балтабай Адамбаев в том бою оказался контужен и попал в плен. Вместе с другом Нурсеитом Бояубаевым с мыслью, что лучше умереть на родной земле, бежали из поезда, спрыгнув на ходу.

Скрывались в украинской деревне, где в семье родителей местного жителя Николая днем отсыпались, а ночью оказывали помощь в заготовке дров, сена, оправляясь от ушибов и набираясь сил. В один из дней в дом стариков прибыли старшина и немецкий полицай. Старики спрятали ребят на печке и завалили их разной ветошью. Пока старшина с хозяевами находились во дворе, где забирали скотину, полицай стал приставать к хозяйской девочке-подростку, а потом перешел к насилию.

1941.jpg

Не выдержав, Балтабай спрыгнул с печи, и штыком от винтовки немца убил его на месте. Затем вместе с Нурсеитом лишили жизни и вошедшего старшину. Старики, увидев состояние девочки, все поняли без слов, и, выдав две лошади, посоветовали ребятам бежать.

Беглецов, не сумевших прорваться к партизанам, поймали, и 40 дней держали в карцере, избивали. В плену Балтабай проводил антифашистскую работу. Однако предатели выдали его. После жестоких пыток он попал на допрос к немецкому офицеру для выяснения, создана ли группа или он действовал один.

Вместо ответов Балтабай прочел на немецком стихотворение Гете «Горные вершины спят во тьме ночной…», а затем перевод Лермонтова этого произведения на русском и в изложении Абая на казахском языках. Никогда не слышавший о казахах, пораженный офицер сказал: «На казахском звучит красиво. Что ж, отправим на тяжелые работы на железной дороге, но, если в следующий раз попадетесь, это будет конец, знайте это».

Находясь в плену, Балтабай оставался пламенным коммунистом и продолжал агитационную работу среди пленных. В апреле 1945 года в городе Гайслинген (недалеко от Штудгарта), когда его с товарищем снова задержали и везли на допрос в гестапо, прямо в пути следования их остановили и освободили американские солдаты союзного фронта. Это неполные события его военной жизни, где не один раз судьба спасала его.

29 июля 1942 года в газете «Казахстанская правда» было опубликовано письмо командира 2 гвардейского стрелкового корпуса, входившего в состав легендарной Панфиловской дивизии, генерал-майора Чистякова и комиссара корпуса Егорова. В письме на имя руководства республики говорилось о военной доблести воинов 8 гвардейской дивизии, и в одном ряду с Бауржаном Момышулы, Толегеном Тохтаровым, Маликом Габдуллиным отмечен Балтабай Адамбаев.

С сентября по ноябрь 1945 года Балтабай Адамбаев находился в строю 10 полка 1-ой запасной стрелковой дивизии в городе Навеле Псковской области, демобилизован в запас Красной Армии в звании старшего лейтенанта по приказу войскам Смоленского округа. Балтабай вернулся в город Джамбул, откуда 12 января 1940 года 21-летним был призван в ряды Красной армии, и участвовал в комплектовании первой казахской национальной конницы, в составе которой проходил службу.

В 1946 году он вернулся домой, позже вернулись со службы братья Спатай и Жуматай, но это было началом другой, трудной мирной жизни, где нахождение в плену приравнялось к измене.

«Все можно победить, кроме смерти»

Мечты о карьере военного оказались уже несбыточными, и тогда Балтабай поступил на учебу на филологический факультет Казахского государственного университета в Алматы. Здесь известный ученый, писатель, драматург Мухтар Ауэзов заметил его талант, особый дух, знания и усердие.

После университета Балтабай преподавал в средней школе №38 города Тараз, расположенной на Жамбылской железнодорожной станции. 22 апреля 1957 года на имя секретаря партийного комитета Жамбылской области Шоке Артыгалиева поступило письмо следующего содержания: «Дорогой Шоке! По просьбе руководства Института языка и литературы Казахской Академии наук и от своего имени я обращаюсь к Вам с просьбой содействовать в откомандировании т. Адамбаева Балтабая для его усовершенствования как научного работника в нашем Институте. Его подготовка, данные и навыки, приобретенные им за время самостоятельной работы последних лет, являются теми необходимыми предпосылками, каковые обязательны сейчас для всех начинающих научных работников. Наш Институт намерен назначить его в мой отдел по фольклору, поэтому я особо ходатайствую за него. С приветом, Мухтар Ауэзов».

Под руководством Ауэзова началась научная деятельность Балтабая Адамбаева. Политические репрессии в отношении представителей казахской интеллигенции, многие из которых были расстреляны, требовали мужества от ученого, работавшего над сохранением богатства казахского языка, изучением мудрости биев, шешенов.

Всенародное признание получили его работы по сбору, обработке лучших образцов народных сказаний, пословиц, поговорок, произведений песенных состязаний - айтысов, а также монографии, посвященные выдающимся деятелям, таким как Казыбек би, Толе би, Айтеке би, Сырым Датулы. Ученый исследовал сакские легенды, жизнеописание отца кюев Коркыта, жизнь Курмангазы и Махамбета, творчество народных поэтов Умбетали, Асета, Орынбая, Мади, Кылышбая... Его книги «Сырым Датұлы», «Мади», «Народная мудрость», «Шешендік сөздер», «Байгозы Батыр» и многие другие, участие в выпуске первой Казахской Советской энциклопедии, двухтомной истории казахской литературы явились вкладом в возрождение культуры казахского народа, пробуждение национального самосознания казахов.

1978 Балтабай.jpg

Балтабая Адамбаева связывали теплые и уважительные отношения с Мухтаром Ауэзовым, Ысметом Кенесбаевым, Алкеем Маргуланом, Сабитом Мукановым, Шона Смаханулы. К его личности и трудам с глубоким уважением относились Мухамеджан Каратаев, Малик Габдуллин, Абдильда Тажибаев и другие известные деятели казахской науки и культуры.

«Во время войны мы шли, утопая в крови. В разрывах снарядов людские тела на наших глазах превращались в месиво, разве можно забыть обрубки тел, оторванные головы, разбросанные конечности бойцов, только что бывших рядом? Во сне просыпаешься от их криков, этих картин. Мне не суждена была геройская смерть на поле битвы. Получив контузию, ранения ног, руки, я все же выжил. Благодарен судьбе, что работал в Академии наук с выдающимися сынами казахской земли. Счастлив тем, что служил родной стране», - делился он с братьями.

В его биографии есть еще одна особенная деталь: при рождении его с азаном нарекли Сулейманом. Пупок ему перерезали топором - на казахском «топор» звучит как «балта», поэтому с детства его называли Балтабаем. По казахским традициям невесткам нельзя называть родственников мужа по имени, вот так и прикипело имя Балтабай, затем обозначенное и во всех официальных документах. Возможно, необычное имя и определило такую особенную судьбу.

Когда врачи сказали, что болевшему фронтовику осталось совсем немного времени, его брат Каратай спросил, есть ли какое-то заветное желание, мысли, которые он хотел бы озвучить. На удивление брата, вместо бытовых распоряжений, Балтабай стал говорить о суверенитете, независимости, государственности казахов, возрождении и процветании в будущем казахского языка. 12 октября 1990 года его не стало.

«В этой жизни, кроме смерти, все можно победить», - говорил Балтабай Адамбаев.

Пленение зачеркнуло награду

Со своей будущей супругой Жанылхан пришедший с фронта Балтабай познакомился в 1949 году в общежитии Педагогического института имени Абая. Его привел родственник, чтобы показать ее, как девушку, которая ему нравилась. Балтабай прямо сказал: «Она на тебя даже не смотрит, очевидно, что ты ей не по нраву».

Жанылхан тогда училась на втором курсе, была одной из лучших студенток, играла главные роли в драмкружке института, и сразу понравилась герою нашей публикации.

Жанылхан Адамбаева всегда была верной спутницей, соратницей своего мужа и продолжает ею быть после его смерти. Она подстать своему трудолюбивому и талантливому супругу. С 1961 по 1964 год она обучалась в аспирантуре института языковедения Академии наук КазССР, в дальнейшем посвятила себя педагогической деятельности. По окончании Педагогического института им. Абая 10 лет проработала учителем школы, с 1964 года по 1997 год — преподавала в Научно-исследовательском институте педагогических наук им. И.Алтынсарина (ныне Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина). Ею изданы более 200 научных работ, защищена диссертация по стилистическим особенностям загадок казахского языка.

Боец РККА.jpg

Она - автор учебников по изучению казахского языка в русских школах. Под ее редакцией получили свет и многократно переизданы работы Балтабая Адамбаева, а также сборники «Мир Адамбаева», воспоминания известных современников о ее супруге, его неизданные при жизни работы.

Жанылхан Досымбековне - 91 год, она живет в Алматы, продолжает активно работать с творческим наследием Балтабая Адамбаева, считая важным донести его мысли, сохранить богатое наследие казахского языка.

Вместе с супругом они воспитали детей Гульдар, Камар, Тамару и Армана, получивших образование в лучших вузах страны. Камар (Хамар) Адамбаева по окончании ВГИКа в г. Москве снималась в известных советских картинах, любимая актриса казахского кино.

Ветеран войны, известный филолог, писатель Балтабай Адамбаев был награжден двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями, грамотой Верховного Совета Казахской ССР.

В 2000 году в память Б.Адамбаева решением акима Алматы (приказ № 1046 от 29 октября 1999 г.) установлена мемориальная доска на стене дома № 220, где жил ученый по улице Фурманова в Алматы.

Балтабай Адамбаев – Почетный гражданин Сарысуского, Мойынкумского районов Жамбылской области. Его именем названы средняя школа в селе Саудакент (бывшее с. Байкадам) и улица в городе Тараз Жамбылской области.

- Со слов его соратников мы слышали, что за подвиг под Моздоком Балтабай Адамбаев был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, однако пленение зачеркнуло награду. К сожалению, все наши старания найти документы и свидетельства этого, попытки реабилитировать имя Героя не увенчались успехом, - говорит племянница фронтовика Зауре Адамбаева. - Пусть наша память о нем будет данью подвигу воинов-защитников в 75-летний юбилей Победы.

 

Фото из семейного архива Адамбаевых


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"