Генерал-лейтенант запаса Булат Дарбеков: "Традиции батыров храним и приумножаем"

Республиканское государственное казенное предприятие «ВТШ МО РК»   не так давно отметило 20-летие своего образования. За это время Военно-технические школы выпустили более 70 тысяч специалистов для Вооруженных Сил РК. Об истории, традиции, сегодняшней жизни  Военно-технических школ рассказал генеральный директор генерал-лейтенант запаса  Булат Дарбеков


- Булат Керимжанович, насколько известно, сегодняшние Военно-технические школы берут свое начало с тех далеких двадцатых годов, когда массовое добровольное общество оказывало содействие армии, авиации, флоту в подготовке специалистов. Расскажите о знаковых исторических вехах ВТШ МО РК и ее воспитанниках.

- Да, все правильно. Не случайно гласит поговорка: «Если прошлое не вспоминать, то настоящего не понять», так что история Военно-технических школ МО РК начинается с ДОСААФ. Первая добровольная оборонная организация ‑ Военно‑научное общество (ВНО) была создана в 1920 году, а 27 июля 1926 года Военно‑научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).    

Предшественником ДОСААФ Казахстана было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), образованное 23 января 1927 года, которое своей целью ставило патриотическое воспитание своих членов и их подготовку к защите Родины.

ДОСААФ имело свой устав, флаг и эмблему. Для непосредственного руководства работой были созданы центральный комитет, возглавляемый председателем, республиканские, краевые (областные), городские и районные комитеты. Им подчинялись автомобильные, радиотехнические, объединенные авиационные клубы, военно-морские школы, а также спортивно-технические клубы. Они и занимались военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях и так далее.

Правительство возложило на ДОСААФ пропаганду и распространение военных, военно‑технических, авиационных и военно‑морских знаний среди членов общества.

 

- Имело ли Добровольное общество свои средства массовой информации, в том числе газету и журнал в целях пропаганды?

- Безусловно, издавались газеты (центральный орган — «Советский патриот»), журналы («За рулём», «Крылья Родины», «Военные знания» и др.). Кроме этого, выпускались бюллетени, книги и плакаты, был организован выпуск военно-учебных кинофильмов и диафильмов, распространялась военно-политическая, военно-техническая и спортивная литература. Поэтому СМИ периодически рассказывали о том, как работают кружки военных знаний, как в них население овладевает стрелковым оружием, изучает основы тактики. В кружках военно‑технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали более тысячи детских и юношеских клубов «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик» и др., поисковые отряды и группы, военно‑патриотические объединения.

Всего с 1930 по 1941 год ОСОАВИАХИМ подготовило 12 тысяч летчиков, 27 тысяч планеристов и 122 тысячи парашютистов. Во время Великой Отечественной войны в кружках и школах число подготовленных специалистов возросло. Так, 93 тысячи авиационных специалистов, 139 тысяч снайперов, 266 тысяч истребителей танков, более миллиона автоматчиков и пулеметчиков, вставших в строй защитников Отечества, внесли вклад в достижение победы над фашизмом. За большой вклад в укрепление обороноспособности страны ДОСААФ СССР было награждено орденами Красного Знамени (1947) и Ленина (1977).

                   

- Среди воспитанников-досаафовцев из Казахстана есть ли люди, ставшими героями?

- С гордостью могу ответить словами пословицы: «Сталь закаляется на огне, батыр – на войне». Так что ДОСААФ воспитало целую плеяду батыров. Отмечу, что через это общество в свое время прошли многие юноши и девушки, впоследствии ставшие заслуженными людьми, батырами. Среди них – активные участники Великой Отечественной войны, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза Леонид Беда, летчик-офицер, Герой Советского Союза Спартак Маковский, штурман-стрелок ночного бомбардировочного авиаполка Халық Қаһарманы Хиуаз Доспанова, офицер-«афганец», Герой Советского Союза и России Николай Майданов и другие. Так, выпускниками ДОСААФ города Караганда являются прославленные люди: Халық Қаһарманы, профессиональный летчик, генерал армии Мухтар Алтынбаев, первый летчик-космонавт нашей страны, Герой Советского Союза, Халық Қаһарманы, генерал-майор авиации Тохтар Аубакиров. Подвиги старшего поколения свято чтят и хранят в памяти воспитанники ВТШ, для них это героический пример служения своей Отчизне.  

 

- Вы подробно остановились на истории ДОСААФ, а непосредственно в суверенном Казахстане когда были созданы Военно-технические школы? Отвечают ли они современным требованиям?

- Важно подчеркнуть, что касается вопросов образования, подготовки военных кадров, мы прежде всего руководствуемся указаниями Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который и в Посланиях народу Казахстана, и в других основополагающих документах определил сферу образования как важнейшее направление дальнейшей трансформации и модернизации нашего общества. Без решения этой задачи сегодня нельзя сделать существенный прорыв ни в одной сфере, в том числе и военной.

В этом направлении необходимо отметить Республиканское государственное казенное предприятие «Военно-техническая школа Министерства обороны Республики Казахстан», созданное Постановлением Правительства РК от 15 мая 2000 года.

С созданием военно-технических школ руководством страны, Министерством обороны, Генеральным штабом Вооруженных Сил уделяется большое внимание подготовке военно-обученного резерва. В этом плане Министр обороны генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев требует от руководителей, должностных лиц совершенствовать работу филиалов ВТШ, важное внимание уделять качеству подготовки призывников, военнообязанных, расширению перечня военно-технических специальностей, вопросам мобилизационного резерва, регулярному проведению военно-патриотического воспитания молодежи, повышению открытости школ для СМИ.

Что ни говори, кадры резерва играют немаловажную роль в обеспечении национальных интересов нашей страны. Многие, пройдя ускоренные курсы в филиалах ВТШ, впоследствии связывают свою жизнь с армией и вносят свой вклад в укрепление боеготовности войск.

До создания республиканского предприятия пришлось проделать большую работу. Нам удалось сохранить большую часть учебной и материально‑технической базы ДОСААФ. Части бывших учебных заведений ДОСААФ были переданы Министерству обороны Казахстана.

После обоснования и утверждения положения будущих школ были успешно начаты первые наборы воспитанников для подготовки военно-обученного резерва, который полностью готов к дальнейшей службе в рядах Вооруженных Сил РК. Нынче в областных центрах Казахстана работают 14 школ, в том числе городах Алматы и Шымкент.

Со дня образования и по сегодняшний день Военно-технические школы выпустили более 70 тысяч специалистов для Вооруженных Сил РК. Кроме этого, для народного хозяйства страны были подготовлены   водители грузовых автомашин.

Нынче можно уверенно констатировать, что Военно-технические школы с современной технологией и подготовкой военных специалистов,   образцовыми военно-историческими музеями отвечают всем современным требованиям и относятся к когорте самых лучших в Казахстане.




В чём заключается специфика подготовки военно-обученного резерва?

- Как известно, с начала марта 2013 года гражданам страны в течение 35-40 рабочих дней представилась возможность на платной основе получить военно-учетную специальность, приравненную к прохождению воинской  службы. В соответствии со статьей 12 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» подготовка граждан на платной основе осуществляется на основании Правил подготовки по военно-техническим и иным специальностям. Цель данного новшества заключается в предоставлении возможности пройти воинскую службу гражданам, которые по определенным обстоятельствам не могли это сделать ранее. Граждане смогут пройти обучение по программе подготовки военно-обученного резерва на платной основе в вышеназванных 14 филиалах Республиканского государственного казенного предприятия и за определенную плату. Стоимость обучения составляет 263 318 тенге.          Кстати, данная сумма в течение семи лет ни разу не менялась. На период обучения в филиалах призывники, военнообязанные обеспечиваются полевым обмундированием (по сезону), круглосуточным проживанием в казарме с трехразовым питанием и банно-прачечными услугами.

- Кто может пройти обучение платно?

- На платной основе  могут пройти лица в возрасте от 24 до 27 лет, годные или ограниченно годные по состоянию здоровья к воинской службе, в том числе имеющие отсрочку от призыва на воинскую службу. Отмечу, что отсрочка предоставляется: по семейным обстоятельствам; в случае продолжения образования; по состоянию здоровья; по другим причинам.

Важно подчеркнуть, что за призывниками, военнообязанными в период обучения по военно-техническим и иным специальностям сохраняется место работы (должность). В этот период они не могут быть уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации юридического лица.

Обучение военно-техническим специальностям проводится по специальностям: стрелок, гранатометчик, помощник гранатометчика, снайпер, пулеметчик, санитар и др. В одиночную подготовку входит более 15 предметов: тактичес­кая, огневая подготовка, ЗОМП, средства связи, военная топография, инженерная, военно-медицинская подготовка. Воспитанники, изучая материальную часть стрелкового оружия, получают навыки стрельбы из автомата. Имеющаяся учебно-материальная база позволяет организовать учебный процесс и обеспечить нормальные бытовые условия для проживания и прохождения службы воспитанников.

Учебный процесс проходит, как на полигоне частей, дислоцируемых недалеко от школ, мини-автодромах, так и в учебных классах, спортзалах, музеях. Например, в некоторых школах классы огневой подготовки оборудованы лазерным и интерактивным тиром «Рубин». Не минует также резервистов строевая и физическая подготовка. Немаловажное значение уделяется общевоинским уставам, требования уставов выполняются беспрекословно как солдатами срочной службы. Воинские атрибуты, жизнь и быт воспитанников, распорядок дня, проводимые занятия такие же, как в войсках. Воспитанники находятся на казарменном положении, питание, проживание, обмундирование – все как в армии. Материальными средствами, инвентарём и оборудованием школы обеспечены в соответствии с нормами довольствия.

После курса обучения призывники принимают военную присягу. Конечно же, церемония проходит в торжест­венной обстановке с участием родителей, родственников, ветеранов, представителей общест­венности. Воспитанники, сдав зачеты по практической стрельбе из стрелкового оружия, пройдя экзамены и приняв военную присягу, получают сертификаты, на основании которых в местных органах военного управления им выдают военные билеты.

Каков педагогический потенциал школ? Расскажите о лучших преподавателях.

- Одной из немаловажных целей школ является воспитание у воспитанников нравственно-личностных, духовно-патриотических качеств, физических данных. Для реализации этой цели в содержание всех программ школы интегрирована военная и воспитательная составляющие, которые логично встроены в темы и разделы учебного предмета.

Что и говорить, подготовка воспитанников зависит, прежде всего, от профессионализма тех, кто обучает. Да, военная удача сама по себе не приходит – это венец сноровки, знаний и опыта. В успехе любого коллектива есть, прежде всего, заслуга командира. А командир обязан быть во всем примером – отлично стрелять, водить. Кроме всего он должен владеть знаниями по психологии, социологии, культурологии, находить индивидуальный подход к людям, нестандартно работать с каждым подчиненным.

Мотивация успешного продвижения педагогов по инновационному пути формируется благодаря самосовершенствованию. Офицеры принимают участие в семинарах, конференциях и мероприятиях различного уровня, проводимых не только на базе РГКП, но и на местах. Обобщение их опыта представляются в виде публикаций, выступлений, презентаций, мастер-классов.

Высокий профессионально-педагогический потенциал ВТШ позволяет использовать в учебном процессе современные технологии обучения и обеспечивать качественную реализацию программы.

Так, настоящими профессионалами являются многие преподаватели -Алматинского филиала ВТШ полковники запаса Канат Даиров, Муса Кибаров, Карагандинского филиала ВТШ подполковник запаса Шухрат Назурдинов, старший лейтенант запаса Ерлан Токубаев. А Карагандинская военно-техническая школа имени Героя Советского Союза Мартбека Мамраева по итогам 2020 года была признана лучшей среди всех аналогичных образовательных учреждений Министерства обороны РК. Мною было вручено переходящее знамя и вымпел руководителю ВТШ полковнику в отставке Амангельды Жантасову.

Есть и другие школы, добивающихся конкретных результатов. Прежде всего, сами руководители филиалов Актобинского ВТШ Малик Жездибаев, Шымкентского ВТШ Анарбай Тлеулиев и другие – они являются образцом для подчиненных во всех отношениях. 


– Каковы основные направления военно-патриотической работы с воспитанниками?

- Есть непреходящие ценности. Ни в коей мере не утратили своего значения для победы в настоящем бою идейная убежденность, любовь к Родине, верность воинскому долгу и присяге. Основу всего этого составляет патриотизм. А патриотизм не воспитывается сам по себе. В этом плане прежде всего учим офицеров-руководителей работать по-новому, с учетом перемен в обществе, в армии. На наших мероприятиях проводим мысль, что мужчина должен уметь в руках держать оружие, быть готовым к защите Родины. Одним словом, почет и признательность будут тому, кто живет и служит по чести, не пасует перед трудностями.

Не случайно Бауыржан Момышулы учил, что в воспитании у солдата боевых качеств колоссальное значение играют военное прошлое народа и национальные традиции, «Душа человека, говорил он, – самое грозное оружие. Боеприпасы к нему - духовная пища». В целях воспитания призывников на боевых и трудовых традициях старшего поколения в школах работают созданные военно-исторические музеи. Как правило, в книге отзывов выражаются слова благодарности в его адрес, преподавателей от тех, кто побывал в школе, посетил храм истории, в том числе от воспитанников ВТШ. Об этом свидетельствуют сами записи.

Филиалы ВТШ поддерживают связь с акиматами, депар­таментами по делам обороны областей, Ассамблеей народа Казахстана, воинскими частями, учебными заведениями, общеобразовательными школами, советами ветеранов, музеями, культурными учреждениями, военно-патриотическими клубами и другими общественными объеди­нениями. С их участием проходят торжественные мероприятия, посвящённые Дням Независимости Республики Казахстан, образования Вооруженных Сил РК, Великой Победы, принятию Военной присяги. Наши воспитанники принимают участие в патриотических мероприятиях, проводимых акиматами городов. Для призывников проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, видными общественными деятелями, представителями поисковых отрядов.

В ВТШ работают различные кружки, в том числе истории, авто-, стрелкового, медицинского дела. Так, в рамках спортивного воспитания во всех филиалах были созданы 8 спортивных клубов и секций, где бесплатно может заниматься любой желающий. Сейчас клубы насчитывают более двух тысяч участников. Традицией клубов стало проведение для молодежи соревнований по мотоциклетному спорту. Участники добиваются высоких результатов, участвуют в Республиканском военно-патриотическом сборе «Айбын» и становятся призерами международных чемпионатов по мотокроссу.

Немаловажное значение для воспитания молодежи имеет то, что сотрудники, офицеры, преподаватели, руководство и воспитанники ВТШ положили начало доброй традиции – добровольной сдачи донорской крови. Каждый новый поток обучающихся участвует в этой традиции безвозмездно.

Подчеркну и еще о том, представители филиалов также берут под свое шефство школы и колледжи. На сегодняшний момент насчитывается 27 учебных заведений, где офицеры проводят занятия по военно-патриотической тематике с учащимся. Словом, призывники приобщаются к изучению истории края, героев, а также к здоровому, спортивному образу жизни. Если вкратце, то традиции батыров храним и приумножаем.

Надо отдать должное руководству филиалов ВТШ, которое, несмотря на трудности, связанные с пандемией, делает все для того, чтобы подготовить достойных защитников Отечества, сохранить добрые традиции коллектива, Вооруженных Сил.

Беседовал Сапаргали ЖАГИПАРОВ

В материале использованы архивные фото





Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента