Средневековое оружие казахских батыров

Когда мы говорим о казахских батырах, перед глазами предстают легендарные воины на конях с луками и стрелами. Вооружение кочевых народов не было ни простым, ни примитивным. Их амуниции могли позавидовать средневековые рыцари

Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но только не своей земли. Казахи были мирными людьми, они не нападали, лишь защищали родину от набегов врага. Поэтому неудивительно, что в Великой степи было развито оружейное ремесло.

Вся суть системы классификации оружия казахского народа заключалась в одной фразе «Ер қаруы - бес қару» (воин владеет пятью видами оружия).

Статный конь, красивое удобное седло и сбруя, прекрасная сабля были для воинов олицетворением их высокого социального положения и доблести. Однако ношение оружия являлось не только правом, но и обязанностью. Например, если на собрание - курултай - мужчина приходил безоружным, то он лишался права голоса, а младшие могли не уступать ему места.

Оружие было боевое и парадное: боевое оружие предназначалось в основном для воинов, оно определяло тактику ведения поединка или сражения. В фольклорных источниках часто при описании боевой экипировки воинов используется выражения «вооружился пятью видами оружия».

Существование пяти родов боевого оружия, связано с наличием у каждого рода оружия присущего только ему собственного характера поражающего действия, которое не могло быть заменено другим. Основные виды поражающего действия боевого оружия имеют пять функций:

1) метательное (лук, стрелы),

2) колющее (копья, пики),

3) режущее (мечи, сабли, шашки),

4) ударное (палицы, булавы, кистени),

5) рубящее (топоры, секиры, чаканы).

Основным вооружением батыра в XVI–XVIII веках были лук и сабля. Также использовались секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинное копье с крюком, которым было очень удобно стаскивать врага с коня, боевой топорик и нож.

Самым мощным оружием у казахов в средневековье считался меч - селебе, палаш - семсер, нередко имевшие длинные прямые и золоченые навершия.

Иногда верхнюю часть клинка сабли специально делали заметно шире и тяжелее, а на 15-20 см лезвие имело обоюдоострую заточку под названием елмань.

рис 6.jpg

Это позволяло расправиться с противником не только рубящим, но и колющим ударом. Еще одним преимуществом қайық-қылыш, как и ее персидского прототипа шамшир, было то, что они имели не только крестовину для защиты руки воина от удара вражеской сабли, но также правый и левый перехват. Так называются стальные треугольники с обеих сторон у основания клинка. Умелый воин захватывал ими вражеский клинок и вырывал его из руки противника. Казахские кузнецы получали булатную сталь путем сплавления чистой, без посторонних примесей железной руды с графитом. Позднее чистое железо стали сплавлять с чугуном. Кроме қайық-қылыш казахи выковывали более тяжелую, мощную и широкую саблю қара қылыш, что в переводе означает великая сабля.

Хорошие сабли ценились очень дорого. За них отдавали до десятка жеребцов или кобылиц. Рукояти сабель делали из дерева или из кости.

Иногда они украшались серебром, золотом и драгоценными камнями. Но главным являлось качество самого клинка. Получив такое оружие, Абулхаир-хан приказал своим воинам провоцировать джунгар на ближний бой. Такая тактика известна под названием толғама.

В степь выходил небольшой отряд конных казахских джигитов. Крутясь на лошадях возле расположения противника, они казались джунгарам легкой добычей, и те бросались за ними в погоню. По мере преследования джунгарских воинов брали в кольцо превосходящие силы казахов.

Боевой лук собирался из нескольких частей, изготовленных из различных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий и кожи. Наконечники стрел имели различную форму: четырехгранные, которые могли пробить любой щит и деревянные цилиндрические, применяемые для сбивания человека с коня. Колчан для ношения стрел назывался «корамсак», отдельный футляр для лука - «садак». Этим же термином обозначался весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения. 

рис 7.jpg

Для нанесения рубящего удара применялся боевой топор «балта» с лезвием средней ширины. Рубящие и режущие удары наносились секирой «айбалта» с лунообразным и широким лезвием. Рукоять топорика мастера всегда изготавливали из древесины карагача, так как только это дерево имело необходимую прочность. Рукоятки были двух видов, длинные – до одного метра, и короткие - около 40 сантиметров. Одним ударом топорика воин мог прорубить шлем противника и пробить ему череп. С появлением и распространением огнестрельного оружия на пояс, рядом с топориком и саблей, воины цепляли пороховницу, мешочек с пулями и нож – пышак. Иногда именно пышак предоставлял своему хозяину последний шанс остаться в живых. Выбитый из седла раненый воин притворялся мертвым, а когда враг подходил к нему, чтобы завладеть оружием, батыр пронзал его ножом. Чекан (шакан) имел узкое клиновидное лезвие и использовался, чтобы наносить раскалывающие удары. И последняя разновидность является комбинацией топора, секиры и чекана.

рис 3.jpg

Среди колющих самым распространенным было идва вида оружия: «найза» - копье с широким наконечником и «сунги» - длинная пика с тонким наконечником, предназначенная для поражения противника в доспехах. 

рис 1.jpg

Самой древней разновидностью ударного вида оружия была палица (шокпар), сделанная из одного куска дерева в виде тяжелой дубины с головкой, окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. К ударному оружию относятся также: тяжелая булава «гурзи», кистень «босмойын» и булав-шестопер – «буздыган». 

рис 4.jpg

Ко второму разделу оборонительного вооружения относилось индивидуальное ручное защитное снаряжения (қол жарақ) - щит. 

рис 2.jpg

Щиты казахские воины использовали, в основном, только круглой формы. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений. Щиты делали из кожи и меди. Размеры были относительно небольшими, около 70 сантиметров в диаметре. Толщина кожаного щита вместе с войлочной подкладкой достигала 2-3 сантиметров. На лицевой стороне любого щита имелось по четыре металлических - медных или стальных - «шишака» высотой до 3 сантиметров и толщиной не менее 2 сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов сабли.

Шлем - дұлыға - имел остроконечную форму, типичную для Центральной Азии, его изготавливали из меди. Дело в том, что этот металл гораздо легче поддавался обработке, чем железо. Изнутри его выстилал толстый, до 2 сантиметров, слой войлока. Причем этот войлок катали прямо в самом шлеме. Такая технология позволяла сделать второй защитный слой до такой степени плотным, что на ощупь он напоминал… дерево! Поэтому даже если медь шлема пробивала вражеская стрела, то ее наконечник порой увязал в войлоке. 

рис 5.jpg

С края шлема до кончика носа воина опускалась медная полска-стрелка, защищавшая лицо от поперечного удара меча или сабли.

Кольчуга, называемая казахскими батырами бадана көзкiреуке, среди защитных доспехов стоит особняком. Это связано с невероятной сложностью ее изготовления и с теми преимуществами, которые она дает.

Махмуд Кашгари в своем знаменитом словаре «Дивани шуга там турк» называет кольчугу «кубэ йарык».

У казахов встречалось два вида кольчуг: кобе сауыт – чешуйчатая кожа змеи, и кiреуке сауыт – кольчатый панцирь. Kiреуке сауыт состояла из пластин, так искусно наложенных одна на другую, что пробить ее было довольно сложно.

Kiреуке сауыт кузнецы сплетали из отдельных колец, а концы каждого кольца скреплялись между собой отдельной заклепкой. Такая технология в древности называлась «посадить на гвоздь». Для особой прочности иногда применяли двойные кольца.

В зависимости от размера колец кольчуги кiреуке сауыт подразделялись на бадана көз cауыт и бадана кiреуке сауыт. Первая состояла из чрезвычайно крупных колец, от 2 до 4 сантиметров, а диаметр колец второй был равен всего 1,5 см. Толщина каждого кольца достигала 1,5 мм.

Позже эти кольчуги были заимствованы русскими воинами, которые называли их басурманскими баданами.

Традиционное вооружение казахов говорит о сложности его состава, о глубокой древности его истоков, значительной давности развития многих его компонентов на местной этнической основе, связанный с ментальностью, образом жизни и бытом степняков, отличается видовым и типовым многообразием. С тех давних времен холодное оружие по-прежнему занимает в Казахстане почетное место и все также входит в состав даров для важных гостей. Кривая булатная сабля и драгоценный кинжал по-прежнему - особый дар.


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"