# # #

«Казахстан получит политические дивиденды»: военный эксперт об отправке казахстанских миротворцев в миссию

Инициативу в Парламенте представил министр обороны Руслан Жаксылыков сегодня. 

Данияр Ищанов
19/01/2024 - 12:56

Фото: МО РК

https://www.sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/01/19/65aa13a702ede479819760.jpg
Фото: МО РК

Казахстан планирует отправить своих миротворцев в ряд стран, передает Sarbaz.kz.

Казахстан сможет отправлять до 430 человек с военной техникой и вооружением. Так, они будут выполнять комендантскую службу и патрулировать территорию, а также при необходимости заниматься разминированием. 

«На сегодняшний день впервые мы добились того, что ООН нам дала самостоятельную миссию. Мы пойдем выполнять миссию под нашим флагом. Это самое основное. Второе – задачи, которые представят перед нами, в первую очередь – это патрулирование района, выполнение комендантской службы», – сказал Жаксылыков. 

Жаксылыков также отметил, что руководство ООН высоко оценило компетентность казахстанских военнослужащих. 

Помимо этого, Вооруженные силы РК могут выделить отдельных военнослужащих в качестве наблюдателей и штабных офицеров помимо специализированных подразделений.

Так, по словам Жаксылыкова, на Голанские высоты с марта 2024 года отправят 139 военнослужащих со своей техникой и вооружением в качестве роты резерва.

Казахстанские военные будут участвовать в следующих миссиях ООН:

«Силы ООН по наблюдению за разъединением на Голанских высотах» (UNDOF, Сирия – Израиль)

Создана в 1974 году после Шестидневной войны между Израилем и арабскими странами. Основная цель – предотвращение возобновления военных действий между Израилем и Сирией на Голанских высотах. Основными задачами является обеспечение безопасности и стабильности в регионе, мониторинг соблюдения зоны разграничения между Израилем и Сирией, содействие в урегулировании споров и предотвращении инцидентов. Активно участвует в дипломатических усилиях по урегулированию конфликта между Израилем и Сирией.

«Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия» (UNTSO, Палестина – Израиль)

Создана в 1948 году в ответ на конфликт между Израилем и его соседями в результате Движения за независимость Израиля. Основной целью является предотвращение возобновления военных действий и обеспечение соблюдения перемирия. В задачи входят наблюдение за линиями прекращения огня и зонами демилитаризации, содействие в разрешении инцидентов и споров, предотвращение конфликтов.

«Миссия ООН в Республике Южный Судан» (UNMISS, Южный Судан)

Миссия была учреждена в 2011 году после того, как Республика Южный Судан стала независимым государством. Основная цель – поддержка мира и безопасности, защита гражданского населения и содействие в обеспечении гуманитарной помощи. Миссия обеспечивает защиту гражданского населения от насилия и нарушений прав человека, поддерживает укрепление институтов безопасности и правопорядка в Южном Судане, а также участвует в формировании условий для гуманитарной помощи и восстановления.

Стоит отметить, что миссия ООН была усложнена начавшейся гражданской войной. То, что началось, как столкновения в Хартуме в апреле этого года между Вооруженными силами Судана и военизированными силами оперативной поддержки (RSF), переросло в гражданскую войну. Генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, возглавляющий Вооруженные силы, и его бывший заместитель генерал RSF Мохаммед Хамдан Дагало вместе работали над свержением режима Башира в 2019 году и организацией военного переворота в 2021 году. Но напряженность по поводу того, как RSF интегрируются в вооруженные силы в конечном итоге привела к боевым действиям, которые дали метастазы за последние шесть месяцев. Под перекрестным огнем оказались гражданские лица Судана, которые переживают растущий гуманитарный кризис. Усилия международного сообщества по установлению мира были нескоординированными и неэффективными, поскольку усилия различных региональных держав, преследующих свои собственные интересы, усугубили ситуацию. 

«Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее» (UNISFA, Судан).

Создана в 2011 году после выхода Южного Судана из состава Судана для решения вопросов, связанных с Абийской областью. Основная цель – поддержание безопасности и стабильности в регионе. В ее задачи входит: обеспечение безопасности в Абийской области и на границе между Суданом и Южным Суданом, мониторинг соблюдения мирного соглашения между сторонами конфликта, содействие в урегулировании споров и поддержание диалога между Суданом и Южным Суданом.

«Это ценный опыт»

Военный аналитик Ермек Сейтбатталов считает, что отправка миротворцев полезна. И полезна она в двух аспектах.

«Первое – это войска, участвующие в такой миссии, получат опыт. Второе – это Казахстан, как активный член ООН, получит политические дивиденды», – считает Сейтбатталов.

Что касается опыта, то, по мнению Сейтбатталова, военные получат опыт организации и координации своих действий в новых условиях и в другой среде.

Так, от военных потребуется способность учитывать особенности страны, быта и культуры местного населения. Более того, миротворческие миссии способствуют приобретению умения оценки степени возможных опасностей и климатических условий.

«Это достаточно ценный опыт, который желательно аккумулировать там и потом делиться здесь уже в Казахстане на местах постоянной дислокации», – резюмировал военный аналитик.

Ермек Сейтбатталов разделяет два вида международных миротворческих миссий. Одна из них – поддержание порядка и безопасности, вторая – принуждение к миру.

«Это разоружение конфликтующих сторон и другие функции, приравниваемые к военным или боевым действиям. Риски здесь однозначно есть и никаких гарантий нет. Но на то и военнослужащие, чтобы участвовать в военных действиях и преодолевать такие опасности. Без прохождения таких практик невозможно приобрести опыт», – характеризует принуждение к миру военный аналитик.

В этих странах или можно сказать на их экономических площадках есть столкновение интересов различных государств, которые расположены совершенно в других регионах. Непросто поэтому и с политической, и военной точки зрения. 

«Нынешняя ситуация характеризуется такой особенностью, как ослабление механизма международного права. То, что было создано 1945 году Потсдамской конференцией, и были положены основы под ныне действующие нормы международного права, сегодня почти не работает. На одной стороне весов системы сдержек и противовесов остались прежние акторы, а на другой стороне их уже нет. Нет Варшавского договора, Совета экономической взаимопомощи, Советского Союза. Конструкция разрушена и, образно говоря, создать рычаг, установив его в блок этой политической конструкции сегодня невозможно. Но думается, что сама миротворческая деятельность ещё возможна», – подчеркнул Сейтбатталов, комментируя нюансы миротворческой службы. 

К выполнению этой миссии привлекается бюджет министерства обороны Казахстана и резерв Правительства. Но по представлению материалов он восполняется из бюджета ООН. Законодательство, обеспечивающее миротворческую деятельность сил выделяемых от Казахстана, принята в 2015 году на основе опыта предыдущих лет и совершенствуется.

Политические очки

Что касается политических дивидендов Казахстана, то по мнению Сейтбатталова, как государство мы можем значительно повысить степень своей узнаваемости на международной арене.

«Приобретённый авторитет нашей страны затем возможно будет помогать нам решать многие другие свои вопросы с участием международных акторов. Если мы поработаем на свой авторитет, то затем авторитет может поработать на нас. И это может быть даже в решении внутренних вопросов», – считает Сейтбатталов

При этом, по мнению военного аналитика, миротворческие миссии имеют мультипликативный эффект и влияние на все стороны жизни государства. И может даже сыграть свою положительную роль в жизни отдельных граждан, выезжающих за рубеж и сталкивающимися с некоторыми проблемами быта и права.

По мнению эксперта по международным отношениям Ильяса Бактыгалиева, участие в миротворческих миссиях ООН – это прежде всего отличный способ положительной политической репрезентации нашей страны на международной арене.

«Таким образом, мы создаем положительный имидж государства, последовательно придерживающегося международного права, и напрямую способствующего его исполнению. У Казахстана и так есть хорошая репутация страны миротворца, здесь же мы уже на деле будем демонстрировать готовить отстаивать принципы ООН и способствовать установлению стабильности, причем демонстрировать напрямую, так как наши миротворцы будут уже действовать под нашими же знаменами, это все тоже своего рода политические очки для государства», – резюмировал Бактыгалиев.

×

Редакция

$ 443.44  480.51  4.88